Arms
 
развернуть
 
170001, г. Тверь, пр. Калинина, д. 16
Тел.: (4822) 42-04-76
proletarsky.twr@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
170001, г. Тверь, пр. Калинина, д. 16Тел.: (4822) 42-04-76proletarsky.twr@sudrf.ru
Документы суда
Обобщение судебной практики по применению ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

ОБОБЩЕНИЕ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОЛЕТАРСКИМ РАЙОННЫМ СУДОМ Г.ТВЕРИ ФЗ ОТ 24.06.1999 № 120-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепринятыми нормами международного права в России действует Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями от 28 декабря 2010 года № 427 ФЗ, устанавливающий основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время данному вопросу уделяется пристальное внимание, по-видимому, не безосновательно.

Эффективность индивидуальной профилактической работы с детьми, преступившими закон, и достаточность мер по социализации и реабилитации этой части детского населения – залог будущей безопасности нашей страны. Государству чрезвычайно важно не допустить деградации молодого поколения и снижение качества человеческого потенциала.

В решении данных задач немаловажную роль играют суды, рассматривающие дела в соответствии с ФЗ № 120.

Осуществление судами предусмотренных данным Законом функций должно обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, эффективное и гуманное обращение с ними, принятие в отношении них справедливых решений.

Пролетарским районным судом г.Твери за 2009 год было рассмотрено 42  материала о помещении в ЦВСНП и СУВЗТ, в 2010 году таких материалов рассмотрено 27. В своем большинстве данной категории дел представляют материалы о направлении в ЦВСНП. За два последних года всего судом было рассмотрено 4 материала о направлении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и 65 материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

№ п/п

Показатель

2009

2010

1.

Всего рассмотрено судом материалов о помещении в ЦВСНП и СУВЗТ

42

 

27

 

2.

Из них о направлении в СУВЗТ

1

(2,4 %)

 

 

3

(11,1 %)

 

 

3.

Из них о направлении в ЦВСНП

41

(97,6 %)

 

24

(88,9 %)

 

4.

Удовлетворено ходатайств всего

41

(97,6 %)

 

25

(92,6 %)

 

5.

Из них о направлении в СУВЗТ

1

(2,4 %)

 

2

(8 %)

 

6.

Из них о направлении в ЦВСНП

40

(97,6 %)

 

23

(92 %)

 

7.

Отказано в удовлетворении ходатайств всего

1

(2,4 %)

 

2

(7,4 %)

 

8.

Из них о направлении в СУВЗТ

0

1

(50 %)

 

9.

Из них о направлении в ЦВСНП

1

(100 %)

 

1

(50 %)

 

10.

Обжаловано председателю Тверского областного суда

1

(2,4 %)

 

1

(3,7 %)

 

Анализ приведенных статистических данных свидетельствует о том, что количество лиц, направленных в ЦВСНП снизилось в 2010 году значительно в сравнении с 2009 годом, и наоборот количество лиц, направленных в СУВЗТ, возросло. Таким образом, за последние два года наблюдается тенденция снижения преступности и совершения общественно опасных деяний среди несовершеннолетних. По сравнению с 2009 годом снижение числа общественно опасных деяний составило 30,2%. Вместе с тем прослеживается увеличение числа материалов о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Так, по сравнению с 2009 годом число таких материалов увеличилось в три раза.

Из 41 материала о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за 2009 год, по 40 материалам -  ходатайства ОВД были удовлетворены, что составило 97,6 %, по 1 материалу о направлении несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа -  ходатайство удовлетворено.

Из 24 материалов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за 2010 год, по 23 материалам - ходатайства начальника ОВД были удовлетворены, что составило 92 %, из 3 материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа по 2 материалам ходатайства удовлетворены.

Анализ изученных материалов свидетельствует о том, что за 2009 год - 100 % несовершеннолетних, в отношении которых рассмотрены материалы о помещении в СУВЗТ, и 75,6  %  - материалов о направлении в ЦВСНП, а за 2010 год - 100 % несовершеннолетних, в отношении которых рассмотрены материалы о помещении в СУВЗТ, и 62,5 % в ЦВСНП – лица мужского пола.

Однако, тот же анализ показывает, что  наблюдается тенденция увеличения в их числе лиц женского пола. Так девочек в 2010 году было направлено в ЦВСНП больше на 13,1 %, чем в 2009 году.

Большая часть из направляемых в данные учреждения детей  – в возрасте от 13 до 16 лет. Трое несовершеннолетних помещались в ЦВСНП по два раза.

Наиболее характерными правонарушениями, которые совершаются рассматриваемой группой подростков, являются кражи (статья 158 УК РФ), мошенничество (статья 159 УК РФ), грабежи (статья 161 УК РФ), а также побои (статья 116 УК РФ). В составе группы подростками было совершено более 50% правонарушений. Каждый из подростков, повторно помещенных в ЦВСНП, совершил более двух преступлений, что свидетельствует о недостаточной эффективности ранее проведенной с ними индивидуальной профилактической работы.

В ходе анализа было установлено, что во всех семьях, в которых проживают подростки, повторно помещенные в ЦВСНП, родители характеризуются как неблагополучные, в большинстве употребляют спиртные напитки, не имеют места работы. Говоря о характере досуга несовершеннолетних, помещаемых в ЦВСНП повторно, следует отметить, что в большинстве случаев он носит развлекательный характер: подростки посещают компьютерные клубы, гуляют на улице, «просиживают» в подъездах, бродяжничают.  В характеристиках личности таких подростков выявлены следующие характерные особенности: практически все подростки имеют многочисленные пропуски школьных занятий, академические задолженности по нескольким предметам, единичные подростки оставлены на второй год обучения. Склонны ко лжи, агрессивны, легко поддаются влиянию, либо оказывают дурное влияние на других подростков, круг общения – подростки с противоправным поведением.

Председателю Тверского областного суда за 2009 и 2010 годы обжаловано по 1 постановлению, что свидетельствует о небольшом количестве обжалованных судебных постановлений.  Постановления по указанным обжалованным материалам были отменены.

Анализ причин отмены судебных постановлений председателем Тверского областного суда свидетельствует о низком качестве принимаемых по данной категории дел  решений.

В 2009 году было отменено постановление о направлении в ЦВСНП в отношении И. Основанием отмены постановления явилось то обстоятельство, что не была соблюдена процедура помещения лица в ЦВСНП, то есть на основании п.4 ст. 22 ФЗ по постановлению начальника районного отдела внутренних дел на срок не более 48 часов с последующим рассмотрением материала судьей, а при рассмотрении материала И. не была помещена в ЦВСНП. Кроме того, судом не приведено достаточно данных, свидетельствующих о наличии опасности для жизни и здоровья несовершеннолетней и о намерении ее совершать другие правонарушения.

По изучаемому вопросу практически отсутствовала судебная практика, в связи с чем суд был лишен возможности применять практику правильно.

Изученные дела свидетельствуют о том, что судом ранее по неверно сложившейся практике несовершеннолетние направлялись в ЦВСНП на определенный срок. Однако, на основании разъяснений судебной практики, а именно решения председателя Омского областного суда от 2 июля 2009 года № 7-1/2009, срок, необходимый для проведения с несовершеннолетним профилактической работы, определяется работниками Центра, исходя из конкретных обстоятельств совершенных несовершеннолетним правонарушений и особенностей личностей, и такие полномочия в соответствии с ч.1 ст. 22 Закона предоставлены работникам ЦВСНП. Таким образом, в настоящее время, на основании ч.6 ст. 22 ФЗ от 24 июня 1999 года несовершеннолетние направляются в ЦВСНП на минимально необходимый срок для их устройства, но не более 30 суток.

В 2010 году постановлением председателя Тверского областного суда было отменено постановление Пролетарского районного суда от 20 октября 2010 года в отношении Г., помещенного в СУВЗТ на 2 года. Основанием отмены постановления явилось направление в суд ходатайства,  которое было подписано не начальником УВД по г. Твери, как указано в Законе, не были обследованы жилищные условия отца Григоращенко, который не лишен родительских прав, обзорная справка ПДН не содержала всех необходимых сведений о несовершеннолетнем, отсутствовали доказательства принятия мер профилактического характера к несовершеннолетнему и его законным представителям, отсутствовало медицинское заключение о возможности нахождения правонарушителя в СУВЗТ. Также судом были допущены существенные нарушения норм процессуального права.

Во исполнение данных указаний  Пролетарским районным судом были изучены основания отмены постановления и приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь.

Пунктом 4 статьи 15 указанного Федерального Закона определены категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, и возраст, с которого несовершеннолетние могут направляться в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом РФ "Об образовании" могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой и второй статьи 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй ст. 92 УК РФ.

Из 4 материалов за 2009 и 2010 гг. рассматриваемой категорией дел являются материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные  учреждения закрытого типа, совершивших общественно опасное деяние, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Постановлением от 18 февраля 2009 года ходатайство МОБ УВД по Пролетарскому району г.Твери удовлетворено, несовершеннолетний Д., помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа сроком на три года.

Ходатайство МОБ ОВД по Пролетарскому району г.Твери было мотивировано тем, что  постановлением дознавателя ОВД по Пролетарскому району г.Твери от 09 января 2009 года в возбуждении уголовного дела в отношении Д. в связи с установлением его причастности к совершению угона, было отказано ввиду не достижения последним возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Анализ указанных материалов, рассмотренных в 2009-2010гг. показывает, что по ним допущены также аналогичные нарушения, ходатайства подписаны не начальником УВД по г. Твери, а сами материалы не содержат медицинских заключений. Исходя из п. 1 ст. 27 Закона материалы о помещении названной категории несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа должны быть направлены в суд начальником органа внутренних дел или прокурором по месту жительства несовершеннолетнего и должны в обязательном порядке содержать:

1) прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

2) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

3) акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

4) справку органа внутренних дел, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия;

5) заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего.

Все материалы, изученные в ходе проведенного обобщения, не содержат всех указанных документов, в частности не приобщены сами прекращенные уголовные дела, а только постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а также отсутствуют заключения учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего, а содержатся лишь медицинские справки.

Данное нарушение в настоящее время устранено Пролетарским районным судом и органам ОВД предложено соблюдать требования Закона при направлении таких материалов для рассмотрения в суд, с тем, чтобы во исполнение ст. 27 ФЗ № 120 суд имел возможность проанализировать и дать оценку конкретным обстоятельствам совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния. Также в некоторых материалах, направляемых в суд, отсутствуют справки ПДН о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним, что также не дает судье возможность дать оценку результатам проводимой работы с несовершеннолетним, и возможности его исправления без направления в СУВЗТ.

На основании п.2 ст. 27 Закона вышеуказанные документы направляются в суд по месту жительства несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток с момента вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора.

Материалы о направлении несовершеннолетних в специальные учреждения закрытого типа направлялась в суд своевременно, в срок, установленный законом. Однако имел место случай и нарушения данного срока, по делу в отношении Д., который постановлением Пролетарского районного суда г. Твери от 18 февраля 2009 года помещен в СУВЗТ за совершение общественно опасного деяния, в то время как постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было принято 9 января 2009 года. Несвоевременное представление материала в суд было вызвано длительностью медицинского обследования Д. Полагаем, что данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в удовлетворении данного ходатайства.

До направления вышеуказанных документов в суд, Закон содержит требование о предоставлении данных материалов для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям, законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с материалами заинтересованные лица делают в предоставленном материале соответствующую запись (п. 3 ст.27 Закона). Однако, не во всех материалах за 2009 год, имеются сведения о выполнении данного требования Закона. В 2010 году данное требование закона органами внутренних дел выполняется.

В силу п.3 ст.26 Закона для определения возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа учреждения здравоохранения проводят их медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование на основании:

- постановления начальника органа внутренних дел или прокурора при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет.

- Постановления судьи в случаях, когда несовершеннолетний и его родители или законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

В случае, если у несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, во время проведения медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, материалы на указанных лиц направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к нему мер воспитательного воздействия.

Следует отметить, что постановление о проведении медицинского освидетельствования, вынесенное начальником ОВД, в материалах отсутствует, что влечет виду невозможности предоставления в суд медицинского заключения,  только медицинских справок.

В суд Пролетарского района обращений органов внутренних дел о вынесении постановлений по медицинскому освидетельствованию несовершеннолетних, в случае отказа законных представителей на освидетельствование, не поступало.

В рассмотрении материала о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, участвует тот же круг лиц, что и при рассмотрении материала о помещении несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: несовершеннолетний, его законный представитель, адвокат, прокурор, ПДН, при необходимости педагог. Их участие в рассмотрении дела является обязательным. Данное положение судом соблюдается, случаев рассмотрения материалов в отсутствие указанных лиц не имеется.

Материалы в соответствии с п.1 ст.28 Закона рассматриваются судьей единолично, в судебном заседании, в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

При рассмотрении материалов необходимо учитывать, что Законом не предусмотрена возможность вынесения судом постановления о направлении материалов для проведения дополнительной проверки, в случае ненадлежащего оформления содержащихся в нем документов. В связи с чем по всем поступившим материалам судом принимались решения по существу.

Согласно п.4, п.5 ст. 28 Закона, по результатам рассмотрения судьей выносится постановление, которое подлежит оглашению.

- о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия и помещении его в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на время, необходимое для доставления несовершеннолетнего в указанное учреждение;

- о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, для применения к несовершеннолетнему, не подлежащего уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение.

- прекращения производства по материалам.

Решения, принимаемые Пролетарским районным судом по результатам рассмотрения данных материалов, были только в форме постановлений о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, вынесения постановлений о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия, не имелось.

Согласно п.7 ст.15 Закона несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Указанное требование Закона судом всегда выполнялось.

Постановление судьи должно содержать анализ представленных в суд материалов, обстоятельств совершенного несовершеннолетним правонарушения, степень его тяжести, данные о личности несовершеннолетнего, его отношении к совершенному проступку, мнение участников процесса, на основании которых суд делает вывод о необходимости (ее отсутствии) направления несовершеннолетнего в спецучреждение закрытого типа на конкретный срок.

Анализ материалов показал, что судьи при вынесении решения о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, достаточно полно и всесторонне изучают представленные им материалы, дают оценку данным о личности несовершеннолетнего, его мнению по поводу совершенного им правонарушения, однако не всегда исследуют обстоятельства совершения подростком общественно опасного деяния, его роль в данном правонарушении, степень тяжести, совершенного общественно опасного деяния.

Следует отметить, что в основном в специальные учреждения закрытого типа помещались несовершеннолетние, совершившие в течение определенного времени несколько правонарушений, и, как правило, ранее помещавшиеся в ЦВСНП.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в целях предупреждения повторных правонарушений несовершеннолетних, обеспечения защиты жизни и здоровья предусмотрено помещение их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, задачами которых являются проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, установление обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению ими правонарушений, информирование об этом заинтересованных органов и учреждений, принятие мер по дальнейшему устройству правонарушителей. Вопреки указанному требованию закона, судом при исследовании данных вопросов причины и условия устанавливались, однако частных постановлений по этим вопросам судом не выносилось.

Одними из основных специализированных субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются ЦВСНП. Эти учреждения не должны ассоциироваться с местами отбывания наказания или исправления несовершеннолетних, восприниматься как крайняя и жестокая мера. Их деятельность носит профилактическую, не связанную с исполнением наказания, направленность, имеющую целью обеспечение защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетних, предупреждение совершения ими повторных правонарушений, социально-педагогическую реабилитацию. Функции и цели деятельности ЦВСНП вытекают из общих задач и принципов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, они определены в ст.22 Закона.

Категории несовершеннолетних, которые могут быть направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, указаны в п. 2 ст. 22вышеуказанного Закона, согласно которому в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 ст. 26 Закона;

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни и здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта РФ, но вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или законным представителям, в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Закона.

Категории преступлений

2009 г.

(количество материалов о помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности)

2010 г.

(количество материалов о помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности)

Преступления небольшой тяжести

14

(93,3 %)

 

12

(63,1 %)

 

Преступления средней тяжести

1

(6,7 %)

 

3

(15,8 %)

 

Тяжкие преступления

0

4

(21,5 %)

 

Особо тяжкие преступления

0

0

Всего материалов

15

(36,6 %)

 

19

(79,2 %)

 

2009 г.

(количество материалов о помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение административных правонарушений)

2010 г.

(количество материалов о помещении в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение административных правонарушений)

26

(63,4 %)

 

5

(20,8 %)

 

За 2009 год основная часть несовершеннолетних – 63,4 %, помещалась в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел за совершение административных правонарушений, 36,6 % - за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. Из них 93,3 % совершили деяния, в которых усматриваются признаки преступления небольшой тяжести, 6,7 % -средней тяжести.

Основная часть несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП в 2010 году (79,2%) составляют лица, совершившие общественно опасные деяния, в том числе  преступлений небольшой тяжести 63,2%,  преступления средней тяжести – 15,8%,  тяжкие преступления – 21,5 %. Последний показатель свидетельствует о резком увеличении количества несовершеннолетних, помещенных в ЦВСНП за совершение общественно опасных деяний (тяжких преступлений с 0 до 4 лиц).

Из ч. 3 ст. 22 Закона следует, что основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются приговор суда или постановление судьи.

Из проведенного обобщения видно, что несовершеннолетние направлялись в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей по постановлению судьи.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 Закона постановление о помещении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 3-6 ст. 22 настоящего Закона, в ЦВСНП и материалы, подтверждающие обоснованность помещения несовершеннолетних в указанные центры, направляются в суд начальником органа внутренних дел или его заместителем по месту задержания несовершеннолетних правонарушителей, не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения несовершеннолетних в центрах временного содержания, т.е. 48 часов.

Вместе с тем, Закон не требует обязательного помещения несовершеннолетних в ЦВСНП постановлением начальника ОВД, поэтому нахождение несовершеннолетних вне центров временного содержания до направления материалов в суд не является препятствием для судебного производства и основанием для возвращения материалов без рассмотрения.

Представляется, что помещение несовершеннолетних в ЦВСНП на 48 часов обоснованно и целесообразно в тех случаях, когда личность несовершеннолетних не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо правонарушение, влекущее административную ответственность, либо если они проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удалённости места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного п.п.1 п.2 ст.21 Закона, то есть в течение 3 часов.

Понятие удалённости места проживания несовершеннолетнего определяется на основании пп.4, 5 и 6 п.2 ст.22 и пп.1 п.2 ст.21 Закона временным отрезком в 3 часа, в течение которого должен быть решён вопрос о передаче несовершеннолетнего родителям или иным законным представителям. В случае если несовершеннолетний за это время не может быть доставлен к месту проживания, он может быть направлен в ЦВСНП по основанию, предусмотренному пп.4 п.2 ст.22 Закона. Таким же образом может быть решён вопрос и в случае, если родители, иные законные представители по каким-то причинам отказываются принять несовершеннолетнего.

Если же личность подростка установлена, и он может быть передан родителям или иным законным представителям в течение указанного срока, обязательное помещение в ЦВСНП в порядке, предусмотренном п.4 ст.22 Закона, не требуется.

Изучение дел показало, что УВД по г. Твери практически всегда, без учета вышеуказанного требования Закона, помещают подростков в ЦВСНП до 48 часов, после чего направляют материалы в суд для принятия решения по существу.

Такие материалы, как показало обобщение, направляются в суд своевременно.

В соответствии со ст. 31.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП должны сопровождаться материалами, подтверждающими обоснованность помещения подростка в указанное учреждение. Отсутствие в материалах дел справок и заключений из вышеуказанных субъектов профилактики не дает возможность составить полную картину о личности подростка, характере проведенной с ним профилактической работы (или не проведенной вообще). Возможно, что в ряде случаев вместо помещения подростка в ЦВСНП достаточно было бы скорректировать проводимую с ним индивидуальную профилактическую работу и подключить к ней максимальное число субъектов профилактики.

Качество подготовки материалов, направляемых в суд для решения вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП является низким. Зачастую отсутствуют документы, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в вышеуказанные учреждения:  нет справки ПДН ОВД о проведенной с несовершеннолетним профилактической работе, отсутствуют характеристики несовершеннолетнего. Не достаточно убедительно в ходатайстве начальника ОВД (и также без документального подтверждения) мотивируется необходимость помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в целях «предупреждения повторного общественно опасного деяния». Чаще всего в ходатайствах ОВД указывается несколько оснований, например: с целью защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего, с целью предотвращения совершения им повторного общественно опасного деяния или с целью установления личности. Также было установлено, что в подавляющем большинстве материалов содержатся копии предоставленных в суд тех или иных документов, не заверенных надлежащим образом. Указанным нарушениям судьями Пролетарского суда не всегда дается оценка при вынесении решения.

Кроме того, представители ПДН, участвующие в судебном заседании, как правило, поддерживают внесенное начальником ОВД ходатайства на основании ранее представленных материалов, не принимая во внимание обстоятельства, имеющие существенное значение для дела на момент рассмотрения, в частности, что несовершеннолетний после постановки на учет в ПДН исправил свое поведение, законные представители усилили контроль за его поведением, условия воспитания и проживания изменились в лучшую сторону. Также не всегда данным обстоятельствам дают оценку и судьи при  решении вопроса о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Хотя, в п. 2 ст. 31.1 Закона, содержащем положения о требованиях к материалам в отношении несовершеннолетних, представляемых в суд, не указано о необходимости приложения документов о состоянии здоровья несовершеннолетнего, исходя из задач, предусмотренных законом, одной из которых является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, считаем целесообразным, учитывая индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей, при решении вопроса о помещении подростков в ЦВСНП, запрашивать данные о состоянии здоровья, справки от терапевта и психиатра. При этом отсутствие таких документов не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП.

Что касается возраста, с которого может быть помещен несовершеннолетний в ЦВСНП, то нижняя его граница настоящим Законом не установлена. Анализ изученных материалов показывает, что Пролетарским районным судом за два последних года зафиксирован минимальный возраст, с которого несовершеннолетние были помещены в ЦВСНП - 10 лет (2 лица). Однако, при решении вопроса о необходимости помещения несовершеннолетнего в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей относительно возраста направляемых, судьям следует исходить из целесообразности направления в каждом конкретном случае.

В соответствии с ч.2 ст. 31.2. Закона, в рассмотрении материалов в районном суде участвуют: несовершеннолетний, его родители или законные представители, адвокат, прокурор, представители центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел и (или) представители подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, педагоги. В рассмотрении материалов также могут участвовать представители комиссии по делам несовершеннолетних по защите их прав и представители органа опеки и попечительства.

В рассмотрении всех материалов данной категории в Пролетарском районном суде присутствовали: адвокат, прокурор, несовершеннолетний, его законный представитель, представители подразделений по делам несовершеннолетних, а также педагоги. Вместе с тем, Пролетарский районный суд допускает рассмотрение материалов без представителей центра временного содержания, за небольшим исключением. Извещение центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей о дате и времени проведения судебного заседания является обязательным, вместе с тем отсутствие представителя центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, при условии, если в данном заседании обеспечено участие представителя подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, не является по нашему мнению основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Материалы о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП должны содержать:

- постановление начальника ОВД о возбуждении перед судом ходатайства о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП;

-  копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за деяние, являющееся поводом для помещения несовершеннолетнего в ЦВСНП;

- копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по ранее совершенным общественно опасным деяниям;

- объяснения несовершеннолетнего;

- справку-характеристику ПДН, содержащую сведения о том, с какого времени несовершеннолетний состоит на профилактическом учёте, его поведении в период нахождения на учёте, совершенных общественно опасных деяниях и правонарушениях, принятых по ним решениях, условиях его жизни и воспитания, мерах, принятых к родителям (административное наказание, уголовное преследование, лишение родительских прав, меры общественного воздействия и т.п.);

- справку КДН, включающую сведения о том, состоит ли подросток на учёте, мерах общественного и административного воздействия, принимаемых к нему и его родителям, их эффективности, мерах по организации досуга, обучения или трудоустройства, социальной реабилитации;

- характеристику из школы или другого образовательного учреждения с указанием в ней не только характеризующих данных, но и сведений о принимаемых мерах по профилактике противоправного поведения подростка, состоит ли он на внутришкольном учёте, какие методики законопослушного поведения к нему применялись и т.д.;

- справку об ознакомлении родителей и подростка с материалами по вопросу помещения в ЦВСНП либо разъяснении права на ознакомление и отказа от него или о невозможности ознакомления с изложением обстоятельств, препятствующих ознакомлению;

- копии свидетельства о рождении с отметкой или вкладышем о гражданстве для несовершеннолетних возрастом до 14 лет или паспорта для тех, кто старше 14 лет.

К материалам должно прилагаться производство об отказе в возбуждении уголовного дела за совершение общественно опасного деяния, послужившего поводом для помещения в ЦВСНП.

Все представленные документы должны быть оформлены надлежащим образом, с указанием даты составления, подписаны уполномоченным лицом (лицами) и в установленных законом случаях иметь соответствующие штамп, печать.

В случае необходимости защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего в суд должны быть предоставлены данные:

- характеризующие родителей или иных законных представителей;

- акт обследования жилищных условий;

- данные о невозможности проживания несовершеннолетнего в семье с родителями или с лицами, их заменяющими, на законном основании, о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей по его содержанию;

- об отрицательном влиянии этих лиц на его поведение или жестоком с ним обращении;

- о преследовании его лицами, с которыми несовершеннолетний совершал противоправные действия;

- об употреблении им наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных напитков;

- о занятии его проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- об иных обстоятельствах, угрожающих жизни или здоровью несовершеннолетнего.

В части предупреждения совершения несовершеннолетними повторного общественно опасного деяния должны быть сведения:

- о личности, социальной направленности, поведении до и после совершения противоправного деяния;

- о наличии контроля за поведением со стороны родителей или  заменяющих их лиц;

- о количестве правонарушений различного характера.

Сведения должны подтверждаться актами обследования жилищных условий, рапортами инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных милиции, объяснениями несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, соседей, сведениями из учебных заведений, учреждений здравоохранения и др.

Необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, особенности личности несовершеннолетнего. Без данных, подтверждающих основания, указанные в пп.2, 4-6 п.2 ст.22 Закона, помещение несовершеннолетних в ЦВСНП не предусмотрено.

Однако не всегда материалы, направляемые в суд с ходатайством о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, содержат документы, имеющие существенное значение для правильного его разрешения. Пролетарским районным судом за указанный период времени не принималось решений об отказе в удовлетворении ходатайств о помещении в ЦВСНП по причине не представления достаточных данных, подтверждающих ходатайство, не выносилось судом по этому поводу и частных постановлений.

Принимая во внимание, что одной из задач, предусмотренных Законом, является защита жизни и здоровья несовершеннолетних, представляется целесообразным при решении вопроса о помещении подростков в ЦВСНП, запрашивать данные о состоянии здоровья, справки от терапевта и психиатра для учёта индивидуальных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. При этом отсутствие медицинского заключения само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП.

На основании п. 1 ст. 31.2 Закона с материалами, направляемыми в суд, имеют право знакомиться несовершеннолетний, его родители или иные законные представители либо представитель органа опеки и попечительства.

В нарушение данного положения закона должностными лицами органов внутренних дел не обеспечивалось ранее право несовершеннолетнего и его законного представителя или органа опеки и попечительства знакомиться с материалами, направляемыми в суд. И только последнее время данное требование закона стало органами внутренних дел исполняться. В случае, когда законный представитель и несовершеннолетний отказываются от ознакомления с материалами, направляемыми в суд, необходимо делать соответствующую запись, которая позволит судье установить, что право несовершеннолетнего нарушено не было.

         При изучении дел несоблюдения положений Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части помещения несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также лишение несовершеннолетнего реальной защиты в суде, не установлено. Права указанных лиц на защиту не нарушались, все несовершеннолетние были обеспечены адвокатами в ходе рассмотрения дел.

Несмотря на то, что Законом участие педагога в судебном заседании не предусмотрено, такое участие представляется целесообразным и суд при решении этих вопросов привлекает педагогов для участия в судебном заседании.

Целесообразно разрешать вопросы о подсудности поступивших материалов, их достаточности для разрешения ходатайства по существу, времени и месте рассмотрения материалов и состава участников посредством вынесения отдельного процессуального документа – постановления о назначении судебного заседания. Поскольку Законом этот вопрос не отрегулирован, Пролетарский районный суд за истекший период времени таких постановлений не выносил.

По всем делам о помещении несовершеннолетних в ЦВСНП ведутся протоколы судебного заседания.

Законом не урегулирован вопрос о гласности судебного разбирательства.

Однако, согласно ст.3 Закона законодательство РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе, на общепризнанных нормах международного права, к которым относятся и Пекинские правила. Правило 8 Пекинских правил предусматривает право несовершеннолетнего на конфиденциальность, которое должно быть обеспечено на всех этапах – при подготовке материалов, направлении их в суд и рассмотрении в судебном заседании с целью избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или ущерба репутации. Поэтому материалы о помещении в ЦВСНП должны рассматриваться в закрытом судебном заседании, о чем указывается в протоколе судебного заседания и в постановлении.

В начале судебного заседания в соответствии с ч.3 ст.28 Закона необходимо разъяснять несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, право: знакомиться с представленными в суд материалами дела, участвовать в судебном заседании,  давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам и представлять по ним свои доказательства; возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знакомится с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; обжаловать судебное постановление. О разъяснении прав производится запись в протоколе судебного заседания. За обобщаемый период времени Пролетарским районным судом допускались случаи указанных нарушений, которые состояли в том, что в ходе заседания лицам разъяснялись их права, в соответствии с нормами УПК РФ, что недопустимо, в связи с чем данное нарушение устранено в настоящее время.

Порядок рассмотрения материалов: суд объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, кто их рассматривает; представляет участников рассмотрения; оглашаются необходимые документы, исследуются материалы, указанные в п.1 ст.27 Закона; рассматриваются ходатайства; выясняются обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения; заслушиваются выступления несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей, иных лиц, прокурора и адвоката.

Все рассмотренные Пролетарским районным судом материалы  содержат сведения о вручении копии постановления либо о  направлении лицам, имеющим право обжаловать, в предусмотренный п.5 ст.31.2 Закона трехсуточный срок. Постановления вручаются всем заинтересованным лицам в день их вынесения.

Обобщаемый вопрос является не в полной мере изученным, имеется незначительное количество судебной практики по данному вопросу, поэтому целесообразно возникающие в ходе рассмотрения материалов вопросы обсуждать, на  семинарах с судьями. Как пример, полагаю целесообразным назвать вопросы, не содержащие ответа в материалах судебной практики, как:

- Кто может обращаться в суд (ОВД или ЦВСНП) с ходатайством о продлении срока содержания несовершеннолетнего в ЦВСНП, кто (суд по месту жительства несовершеннолетнего или Центра)  и в какой срок данное ходатайство должно быть рассмотрено судьей?

         - С какого момента сотрудники ОВД должны исполнять постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП, с момента его оглашения или с момента вступления его в законную силу.

Обобщение практики рассмотрения  дел данной категории связано с внедрением элементов ювенальной юстиции в практику работы судов  и должно является систематическим и плановым, поскольку данная тема представляет серьезную проблему в настоящее время, исходя из выявления спорных и неясных вопросов, возникающих у судов в ходе рассмотрения дел указанной категории, выработки предложений по их разрешению и, как результат, формирования единообразного применения законодательства с последующим повышением качества осуществления правосудия с применением ювенальных технологий и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (Пекинские правила; Конвенция ООН о правах ребёнка; руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 года; правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990; минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года).

Зам. председателя суда                              подпись                                Р.Ф.Виноградова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опубликовано 20.04.2011 11:09 (МСК), изменено 29.01.2013 10:28 (МСК)